leiba_gagarin (leiba_gagarin) wrote,
leiba_gagarin
leiba_gagarin

Category:

"Мрачные Тени": Отличия римейка от оригинала.


Примерно шесть лет назад наши экраны посетила очередная комедия от Тима Бёртона под названием "Мрачные Тени". За это время фильм успели обругать, похвалить, отметить костюмы и Еву Грин сыгравшую Анжелику, в очередной раз поаплодировать Джонни Деппу, посмеяться над Джонни Деппом, написать рецензии, потратить деньги в кинотеатрах, поставить оценку на "Кинопоиске" и в конце-концов забыть об этом фильме. Однако в русскоязычном сегменте интернета не было разработано одно важное направление. Дело в том что этот фильм является адаптацией известного в США телесериала "Мрачные Тени", и на самом деле это своеобразный ремейк, потому-что у сериала есть ещё две адаптации - "Дом Мрачных Теней" (1970) и "Ночь Мрачных Теней" (1971). А одной из интересных деталей анализа адаптаций, экранизаций и ремейков является их сравнение с оригиналом. По понятным причинам в России этого никто не сделал, так как сериал в России мало известен. Однако это кто-то должен был сделать, и этим кто-то буду я. В голове это звучало лучше.

Для начала поговорим о самом сериале и о том с чем должен был столкнуться Тим Бёртон при адаптации сего шоу. "Мрачные Тени" это мыльная опера шедшая с 1966 по 1971 годы, также имеющая множество новеллизаций, комиксов и аудио драм. Иными словами перед нами полноценная франшиза, при этом имеющая культовый статус. Но что именно определило этому телешоу культовый статус? ВО-первых в этой "мыльной опере" были призраки, вампир, ведьмы, и прочие монстры. В середине 60-х не было сериалов использующих мистическую и фэнтезийную тематику. Были фильмы, серии романов и даже радиопостановки (некоторые из них даже экранизировались так студия Universal экранизировала шесть эпизодов радио-шоу Inner Sanctum Mystery). Однако никаких мистических сериалов не было. "Мрачные Тени" стали первым сериалом такого рода, предвосхитив такие шоу как "Секретные Материалы", "Сверхъестественное", "Дневники Вампиров" и т.д. И надо сказать что этот сериал появился вовремя. Дело в том что 60-е помимо всяких "сексуальных революций" и "психоделических роков" запомнились новой волной интереса к готическому хоррору - вольные интерпретации произведений По от режиссёра Роджера Кормана, фильмы ужасов от студии Hammer, итальянские фильмы, огромное распространение неоготических романов как массовой литературы для женщин... И пожалуй можно сказать что формат "мыльной оперы" наполненной бесконечной вариацией взаимоотношений персонажей, мелодраматизмом, неожиданными поворотами сюжета с медленным развитием событий, смешанный с мрачными тайными и сверхъестественными знамениями стал настоящим воплощением готического романа для телевидение. Однако когда речь идёт об киноадаптации, то возникает проблема - у вас есть сериал в котором 1245 серий, десятки сюжетных с сотнями персонажей различной степени важности, и вам надо впихнуть всё это фильм длинной в два часа (и это максимум). Это у вас не выходит, и в итоге вы можете экранизировать только одну сюжетную ветку, а остальные задвинуть как можно дальше, или вообще вырезать. При этом и саму сюжетную ветку придётся сократить или даже изменить ради большего динамизма, или ради исправления ошибок сценаристов (как никак "мыльная опера" всё же). В итоге из фильма выбросят 90% содержимого сериала. Но обо всё по порядку.

1) Смена концепции и тона повествование
Первое что бросается в глаза, так это то, что тон повествования в сериале и фильмы принципиально разный. Сериал был "мыльный оперой" и по существу всегда был мелодрамой с элементами хоррора. Первые адаптации акцентируют внимание именно на ужасах. Тим Бёртон пошёл в ином, привычном ему направлении - комедии. С самого начала сериал позиционировался как комедия, что видно даже по трейлерам. Диалоги написаны чтобы казаться смешными, ситуации в которые попадает главный герой по сути комические. Конечно "Мрачные Тени" 2012-го не являются чистой комедией, но всё-же повествование носит во многом юмористический характер.

2) Персонажи.
Как любая мыльная опера, "Мрачные Тени" содержит в себе множество сюжетных линий, и огромное число персонажей различной степени важности. Разумеется фильм не мог собрать всех персонажей, и в итоге количество действующих лиц было сильно порезано - так в фильме не было популярного Квентина Коллинза, Бёрка Девлина, Сары Коллинз. Однако с изменением концепции был сильно изменён и сам сюжет, и в итоге характеры персонажей также поменялись, а среди второстепенных персонажей появились лица в сериале не упомянутые - например Сайлас Кларни, аналогом которого был Билл Маллой (который играл значительную роль в сюжете), и который по существу просто очередное камео "Кристофера Ли". Однако об этом можно разговаривать долго, но следует всё-же обсудить главных героев.

Барнабас Коллинз

В отличие от сериала, Барнабас является протагонистом, центральным персонажем фильма. Если в сериале и "Доме Мрачных Теней" мы смотрели на Барнабаса глазами главных героев. В фильме мы смотрим на семейство Коллинзов и второстепенных персонажей глазами вампира. На самом деле появление такого фильма достаточно предсказуемо, так как Барнабас является одним из самых популярных персонажей сериала, и во многом обеспечил его популярность. Нельзя не заметить что образы персонажей в фильме и сериале всё-же различаются, но обо всём по порядку.

В сериале Барнабас Коллинз появляется в 211 эпизоде (точнее в 210 как рука поднявшаяся из могилы). Он представляется родственником из Англии, завоевывая доверие своих дальних родичей (детей у него не было). Тем временем несколько жителей Коллинзпорта были найдены мёртвыми... Если говорить о характеристике Барнабаса, то в своей телеверсии он постоянно колеблется от анти-героя, до трагичного злодея. В своей попытке вернуть свою возлюбленную, он подчиняет и готов превратить в вампира других женщин... и нельзя сказать что он не был невиновен в её гибели. Став вампиром он довёл свою мать до самоубийства, стал косвенной причиной пневмонии своей младшей сестры, убил лейтенанта Нейтана Форбса. И по признанию слуги его отца "он никогда не был добр, но он стал ещё хуже". Он был суров, часто поступал импульсивно и необдуманно - так он порыве ревности был готов убить своего собственного дядю. Тем не менее он не лишён определённого благородства, способен любить, и искренне раскаивается в своих злодеяниях.

В фильме Барнабас Коллинз как не парадоксально, убил больше людей, но при этом изображён более симпатичным персонажем. В смерти своей возлюбленной он некоим образом не виноват, и в конце фильма она сама возвращается. Он привязан к семье, и искренне печётся об её благополучии. Его сексуальные аппетиты и эксцентричность подчёркнуты.

Виктория Винтерс

С собственно с Виктории началась история сериала. Образ самой Виктории пришёл режиссёру Дэну Кёртису как "тёмноволосая девушка, отправляющиеся на поезде к мрачному поместью" - собственно это сцену нам показывают первой. Семейство Коллинзов приглашает её в качестве гувернантки (привет Джейн Эйр) для младшего члена семьи. В городе, с ней начинают происходить странные вещи... По сути Вики меланхоличная но добродушная девушка, достаточная типичная героиня готического романа. По мере развития сериала она попадает во всяческие истории, и периодически становиться романтическим интересом для трёх или пяти мужчин, среди которых был и сам Барнабас (однако в эти отношения она была вовлечена насильственно, и продолжался их роман недолго). У этой девушки таинственное прошлое - она росла в приюте, и получала от анонимного лица значительную сумму денег. Весь сериал нам намекают что она связана с таинственным семейством, но после 665 эпизода она покинула сериал. В официальных новеллизациях раскрывается, что она внебрачная дочь Элизабет Коллинз Стоддард.

В фильме её смешали с Мэгги Эванс... которая была копией Жозетты дю При... что на самом деле близко к изначальной задумке сценаристов. А вот её предыстория уже полностью выдумана Бёртоном - в фильме она была отправлена в психиатрическую лечебницу, так как она видела призрак и её родители посчитали это признак сумасшествия.На этом на самом деле всё - в фильме она просто любовный интерес главного героя, и почти не играет роли в сюжете.

Элизабет Коллинз Стоддард

Элизабет Коллинз Стоддард - фактический глава семейства, совладелица местных судов и консервных заводов. Это спокойная, рассудительная мрачная дама. В этом сериале она играет роль человека, над которым довлеют чувство вины и призраки прошлого, не позволяя ему жить дальше.

В фильме это волевая и активная женщина, которая вместе с Барнабасом пытается удержать "семейный" бизнес на плаву (в сериале Коллинзы долгое время остаются "монополистами" в добыче местных морепродуктов).

Роджер Коллинз

Роджер Коллинз - брат Элизабет, менеджер местной рыболовной компании. В сериале он предстаёт как сноб, заносчивый и эгоистичный человек. Основу его истории составляют его отношения с сыном, и попытка избавиться от своего мрачного прошлого.

Если в сериале Роджер заносчивый осёл, то в фильме он бесполезная, ленивая сволочь (иначе не скажешь). Если в сериале ему дали шанс исправиться (искалечив половину лица), то в фильме он бросил своего сына, и уехал из дома.

Каролин Стоддард

Двадцатилетняя дочь Элизабет Коллинз. Несколько избалованная, но очень одинокая девушка, любящая посещать местный паб. Быстро сдружилась с Викторией. Не смотря на её неприязнь к дому, и напряжённые отношения с матерью, нельзя сказать что ей не повезло в жизни. Она явно обожают своего дядю (который зовёт её "котёнок"), и говорит о нём как о "человеке ставшим отцом". За время сериала успела жениться, стать вдовой... и к тому-же одной из жертв вампира.

В фильме это пассивно-агрессивный подросток, находящийся на ножах со взрослыми. Оно и понятно - ей уделяют недостаточно внимания. Из-за козней "злых сил" являлась оборотнем (в фильме оборотни были, но Каролина - обычный человек).

Дэвид Коллинз

Десятилетний сын Роджера Коллинза и его жены Лоры. Проказник (если не сказать "дьяволёнок). Постоянно видел призраков, но ему долгое время никто не верил. Долгое время находился в напряжённых отношениях со своим отцом, однако после возвращения и гибели Лоры, они начали сближаться.

В фильме Дэвид явно моложе, и куда более спокоен. Также видит призраков, но вместо дружбы с призраком Сары Коллинз (младшей сестры Барнабаса) он общается с духом своей матери (в сериале её возвращение чуть не стоило Дэвиду жизни).

Джулия Хоффман

В фильме доктор Хоффман занимается психиатрическим обследованием Дэвида. Является алкоголичкой, и пыталась использовать Барнабаса для того чтобы продлить свою молодость.

И на самом деле за неё даже как-то обидно. В сериале она появилась после того, как Мэгги Эванс сошла с ума от попыток Барнабаса превратить её в копию Жозетты. По началу она пыталась помешать Барнабасу возобновить свои попытки вернуть Жозетту, но позднее стала верным другом и союзником Бранабаса. Барнабас признавал, что сам привязался к доктору.


Анжелика Бушар (В сериале также носила фамилию Коллинз)

Можно сразу сказать - обе Анжелики стервы, однако сериальная вредила Коллинзам меньшими масштабами. Собственно появляется она в эпизодах посвящённых прошлому Барнабаса, и где движимая ревностью расстраивает его брак с Жозетт, вынуждает его жениться на ней, а после громкого расставания превращает непутёвого в вампира. В 1960-х она то портила Коллинзам жизнь, то помогая им в борьбе с большими угрозами (и да - она там не самая большая проблема). Надо заметить что она добилась своего - она умерла в 1198 эпизоде, в объятьях Барнабаса, за несколько секунд до того, как он всё-же сказал что любит её.

А вот её версия в фильме Бёртона мало того что прокляла Барнабаса, убила его семью и невесту, так ещё и способствовала разорению семейства, превратила Каролин в оборотня, убила мать Дэвида, а под конец уничтожала особняк Коллинвуд. Собственно умерла она так и не дожадавшись взаимности от Барнабаса.

3) Атмосфера и ностальгия.
Сериал, являясь продуктом 60-х, изображает своё время крайне поверхностно, об времени и месте действия говорят одежда, причёски и машины, однако никто не уделяет внимание массовой культуре или социальным вопросам того времени. "Мыльная опера" всегда создавалось для телевидения, и поэтому жанр отличался большей консервативностью (особенно на фоне подъёма независимого кино). В сериале нет упоминаний о "сексуальной революции" или Войне во Вьетнаме. Как "мыльная опера" шоу уделяло больше личным проблемам персонажей, как готическая мелодрама - "скелетам из шкафа" весьма состоятельного семейства.
Действие фильма происходит в 1972, и нас постоянно отсылают к семидесятым. Упоминаются феминизм и Война во Вьетнаме. В городах то и дело мелькают хиппи. Роджер курит травку а на сцене выступает Элис Купер (хотя тогда у него была не самая лучшая репутация для светских мероприятий). Вместе с этим фильм отличается некоторым элементом Барокко - не смотря на большую связь с реальность, он броский и яркий.

4) Путешествия во Времени и Параллельные Миры
Как ни странно, одним из первых сериалов где раскрывается тема путешествий во времени, была готическая "мыльная опера". Собственно предысторию Барнабаса мы узнаём когда Виктория попадает в 1795. Позднее значительные ветки сюжета посвящались перемещениям в прошлое, альтернативным версиям реальности, или событиям прошлого. Понятно что в фильме этого нет, так как подобные сюжетные линии не умещались в хронометраж. А сами события прошлого сократили до флешбека длинной в 10 минут.

.............................................................................................

Понятно что не на этом отличия между Мрачными Тенями от Тима Бёртона и оригинальным сериалом не исчерпываются - мы всё таки говорим об эксцентричном двухчасовом фильме и длинном манерном сериале из 60-х. Можно с полной уверенностью сказать что не смотря на определённые сходства, мы говорим об абсолютно разных произведениях, поэтому фильм можно смотреть в отрыве от сериала. Однако всё-же я надеюсь на чудо, и жду какие-нибудь умельцы сделают хотя-бы версию с титрами (Оригинальную "Семейку Аддамс" перевели же).
Tags: Готика&Неоготика, Донесения из-за Бугра, Кино, Комедия, Тим Бёртон, Хоррор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments